К моему сожалению, важность темы кибербуллинга в современном мире, где онлайн-коммуникация играет ключевую роль, в последнее время сложно переоценить. Именно этой проблеме посвящена эта статья. Кибербуллинг- форма травли, осуществляемая с использованием электронных устройств (телефоны, компьютеры, планшеты) и онлайн-платформ (социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры). В отличии от "обычного" буллинга, кибербуллинг является чаще всего анонимным, а круглосуточная доступность и широкий охват аудитории делает его потенциально более опасным и приводит к более серьезным последствиям.
Из основных форм кибербуллинга можно выделить такие как:
Преследование (харасмент),
Публикация личной информации (доксинг),
Создание фальшивых аккаунтов и распространение слухов,
Киберсталкинг (преследование, домогательства в интернет пространстве)
Хейтспич (разжигание ненависти).
Каковы же причины и мотивы кибербуллинга?
Анонимность и безнаказанность (интернет снижает чувство ответственности).
Желание самоутвердиться за счет других (низкая самооценка и потребность во власти).
Влияние группы. «Стадный инстинкт» и давление со стороны сверстников.
Отсутствие эмпатии. Неспособность понять чувства того, кто оказался в роли «жертвы» (пример из работы в школе «Тигр»).
Месть, желание отомстить за обиду.
Какие можно выделить последствия кибербуллинга?
Для жертвы:
Психологические проблемы (депрессия, тревожность, низкая самооценка, чувство вины и стыда, порой приводящее к суицидальным мыслям).
Социальная изоляция.
Трудности в общении, потеря друзей, избегание школы.
Сообщить о нарушении. Обратиться к администрации онлайн-платформы или к взрослым.
Для родителей и педагогов:
Установить доверительные отношения. Создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя в безопасности и может поделиться своими проблемами.
Обучать детей правилам безопасного поведения в интернете. Объяснять, как защитить свою личную информацию, как распознать кибербуллинг, к кому обращаться за помощью.
Мониторить онлайн-активность ребенка (осторожно и с уважением к его личному пространству).
Сотрудничать со школой и психологами, с родителями.
Пример из моей практики:
«Мария, 15 лет, стала жертвой кибербуллинга в социальной сети. Одноклассники создали фейковый аккаунт с ее фотографиями и начали распространять оскорбительные слухи и фотографии, манипулированные в фотошопе. Мария стала замкнутой, перестала ходить в школу, у нее появились признаки депрессии и суицидальные мысли. Родители, заметив изменения в поведении дочери, решили обратиться к психологу.
"Здравствуйте, Юрий Геннадьевич. Меня зовут Алла, я мама Марии. Мы в отчаянии. Дочь стала жертвой ужасного кибербуллинга. Она абсолютно подавлена, боится выходить из дома, не ходит в школу. Мы боимся за ее безопасность. Мы пробовали говорить с ней, но она очень замкнута и не хочет делиться всем. Нам посоветовали обратиться к вам, как к специалисту, который может помочь ей справиться с этой травмой и вернуть уверенность в себе."
На первой консультации я провел беседу с Марией и её родителями, чтобы понять масштаб проблемы и её влияние на психическое состояние девочки. Были установлены доверительные отношения, и Мария смогла рассказать о своих переживаниях.
Как Психолог- Гипнолог, я использовал гипноз для работы с подсознанием Марии для снижения тревожности и страха. Гипнотические техники помогли Марии справиться с тревогой, страхом и чувством беспомощности, связанными с кибербуллингом. Ей были предложены техники саморегуляции и визуализации, позволяющие контролировать свои эмоции.
Я работал также над повышением самооценки Марии, укреплением её уверенности в себе и формированием позитивного образа себя. Использовались внушения и метафоры, направленные на осознание её ценности и уникальности, на воспоминание событий прошлого, в которых она была успешна.
Обработка травматических воспоминаний вошло в основную часть работы. В состоянии глубокого транса Мария смогла переосмыслить травматические события, связанные с кибербуллингом, отделить себя от негативных чувств и пережить их в более безопасной обстановке.
Ресурсная терапия заключалась в том, что я помог Марии найти внутренние ресурсы и опоры, которые помогли ей справиться с ситуацией. Она научилась устанавливать границы, говорить "нет" и защищать себя от негативного воздействия. Параллельно с гипнотерапией использовались элементы КПТ, чтобы помочь Марии изменить негативные мысли и модели поведения, связанные с кибербуллингом.
Работа с родителями также была проведена (всегда работая с подростками, я провожу и работу с их родителями). Я дал рекомендации родителям Марии, как поддерживать её в этот сложный период, как создать безопасную и доверительную атмосферу в семье, и как помочь ей вернуться к нормальной жизни.
После курса терапии (количество сеансов зависит от индивидуальных особенностей и тяжести ситуации, в данном случае мы провели 7 консультаций) Мария смогла справиться с негативными последствиями кибербуллинга. Она вернулась в школу, восстановила отношения с друзьями, повысила свою самооценку и научилась защищать себя от онлайн-агрессии. Она также научилась использовать позитивные стратегии преодоления стресса и тревоги. Родители заметили значительные улучшения в её эмоциональном состоянии и поведении.
Важно отметить, что этот пример упрощен и является иллюстративным, так как всю работу сложно описать. Каждый случай кибербуллинга уникален и требует индивидуального подхода. Эффективность гипнотерапии может зависеть от индивидуальных особенностей клиента и квалификации психолога, а так же от степени вовлечённости родителей и учителей.